Процесс формирования произвольной памяти (памяти с определённой установкой), начинается в самом начале школьной жизни и завершается только через несколько лет.
Можно ли тренировать память или лучше подождать, в надежде на то, что «всему своё время»?
Механическими упражнениями (заучиванием побольше стихов, повторения таблицы умножения) улучшить память невозможно. Гораздо эффективнее позаниматься с ребёнком специальными развивающими играми.
У дошкольников образная память преобладает над логической и её можно развить. Прочитайте ребёнку 10 слов, а затем предложите нарисовать на бумаге их значение. Перемешайте листочки и постарайтесь вместе вспомнить «зашифрованные слова». В следующий
раз увеличьте количество слов, посоревнуйтесь в их запоминании. Со временем ребёнок научится «рисовать» слова в воображении и даже превращать их в небольшие фильмы.
Точно также, закрыв глаза, он сможет представить себе всё, что происходит в истории, которую ему предстоит пересказать.
«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?»
На что похожа цифра «три», буква «Т» или вопросительный знак – эти задачки учат ребёнка использовать при запоминании свои ассоциации. По мере взросления ребёнка задания должны усложняться.
«ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ».
Способность использовать логику при запоминании развивается с возрастом. Ускорять этот процесс не стоит, но поддерживать его нужно. Не требуйте от ребёнка при пересказе сюжета книги или рассказа абсолютной
точности. Главное, чтобы он смог разобраться — кто главный герой, когда и где происходит действие, с чего начинается и чем заканчивается. Задавайте больше вопросов о прочитанном.